Позиция

Опыт переселения из аварийного жилья: сравнительный анализ

27 марта 2023, 14:15
27 марта 2023, 14:15 — Социальные новости

Отличительная особенность прошлого и текущего года – это высокие темпы расселения  граждан из аварийного жилья и внимание первых лиц государства к этому процессу. Нормальные жилищные условия – это та жизненная первооснова, без которой не будет ни сознательных и лояльных властям гражданин, ни инновационной экономики, ни социального и технологического прогресса!

Три миллиона семей смогли улучшить жилищные условия в 2022 году, в том числе благодаря переселению. Однако ситуация в  регионах контрастная. О том, как идет переселение в Новосибирской области, можно судить по неблагополучной ситуации в городе Искитиме, о чем уже доводилось писать.

В этом 70-тысячном городе, ставшим в последние месяцы скандально  известным, действует практика, когда вплоть до последнего момента граждан держат в неведении насчет необходимой информации (метража, адреса нового жилья и др.), отделываясь неконкретными отписками и отговорками. А однажды примерно за неделю как снег на голову начинается шквал звонков, категоричных требований явиться на собрание и срочно переселиться в новый дом. Почти одновременно готовятся к демонтажу старого жилья, в том числе тех граждан, которые не согласились на предложенный городской администрацией вариант.

Все перечисленное – свидетельства нарушений положений  Конституции России о принудительном изъятии собственности исключительно по решению суда и о неприкосновенности жилища, а также требований Жилищного кодекса РФ, закрепившего жесткую процедуру изъятия аварийного жилья: направление собственнику уведомления и проекта соглашения, не менее трех месяцев на раздумье, и лишь по их истечению – возможный иск в суд о принудительном изъятии.

Во многом противоположная ситуация наблюдается в Татарстане, где республиканская власть своевременно подготовилась к большой работе, в том числе разработав методические рекомендации с детализированными предписаниями органам местного самоуправления по переселению из аварийного жилья.

Во-первых, каждый собственник в обязательном порядке и заранее должен получить необходимые документы – уведомление и проект соглашения (причем способом, подтверждающим получение).

Во-вторых, собственнику следует разъяснить срок, в течение которого он должен определиться с выбором: денежная компенсация или новое жилье. А для облегчения выбора – указать адреса строящихся домов, в которых планируется переселять граждан,  метраж  и  количество комнат предлагаемых квартир.

Видится максимально ответственный и неформальный подход в Татарстане к  столь тонкому и щепетильному вопросу: целью выступает соблюдение не только буквы, но и духа  закона, максимальный учет интересов граждан. Все это крайне важно, поскольку вопросы жилищной собственности  особо чувствительны  для любого человека.

Тем не менее, в Новосибирской области, как и в ряде других субъектов Федерации, налицо дефицит внимания к методической стороне нормативно-правовой и организационной деятельности (по переселению из аварийного жилья). Рекомендаций, подобных татарстанским в информационных ресурсах Новосибирской области  обнаружить не удалось.

Можно предположить, что именно по этой причине в отдельных городах (в том же Искитиме) заметен волюнтаризм в действиях должностных лиц, отсутствие здравомыслия, четкости и уважения к жилищным и информационным правам граждан.

В абсолютном большинстве случаев практикуется обращение к жильцам не лично, а через старшую по дому, требуя собрать собственников на некий «инструктаж» в местную администрацию. В обезличенном обращении и предписании явиться уже просматриваются проявление неуважения и попытки как-то повлиять на позицию жильцов и ускорить демонтаж старого жилья.

Почему положительный опыт, накопленный в одном регионе, игнорируется в другом? Этот вопрос позволительно адресовать как полномочному представителю Президента Российской Федерации в СФО Анатолию Серышеву, так и губернатору Новосибирской области Андрею Травникову.

Мне бы казалось, что руководство Новосибирской области  могло  бы проявить повышенное внимание к информационно-методическому сопровождению программы переселения и к убедительному опыту Татарстана  (в интересах удовлетворения жилищных потребностей новосибирцев).

Юлия Соболевская, кандидат юридических наук, государственный советник Российской Федерации 2 класса