Общество

Профессор Понкин рассказал, как правильно снимать фильмы о Великой Отечественной войне

19 мая 2022, 18:57 — Социальные новости

Доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области Игорь Понкин выступил с рецензией на короткометражный остросюжетный художественный фильм «Тася». Закрытый предпоказ картины прошёл 6 мая 2022 года в кинозале «Жуков» Музея Победы. Об этом сообщили «Ветеранские Вести», публикуя речь профессора.

Он сообщил, что снимать фильмы о Великой Отечественной войне задача довольно сложная. С поздних советских времен кинематограф стал похож на фабрику мифов и низкопробных поделок на тему войны. В постсоветское время масштабы такой деградации стали просто катастрофические.

Член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области назвал несколько шаблонов, по которым  снимают военное кино в наше время.

« 1) с обязательным очернением органов НКВД (пресловутый денигративный штамп «кровавая гебня»), хотя это именно они (их пограничные части) первыми легли костьми на наших границах, уже в самые первые дни в отчаянных сражениях отчётливо показав, что лёгкой прогулки нацистского интернационала по нашей земле не будет (грядут траты личного состава за один дом в Сталинграде, как за весь захват Франции), а потом затыкали собой дыры в линиях фронтов,
2) с обязательным нарочитым выпячиванием нравственных страданий и потерь одного лишь народа с одновременными столь же выраженным принижением страданий и много больших потерь других народов и в целом всего советского народа (тех же блокадных ленинградцев),
3) с обязательным представлением войны как действа умственно-отсталых (брождение в условиях боёв толпами, ладно не парадным строем, без всякого намёка на знание о существовании и необходимости боевого охранения; выцеливание нашим снайпером женщины со сниженной социальной ответственностью на танке вместо немецких офицеров и т.д., и т.п.),
4) с обязательным выдумыванием и артикулированием каких-то порочных личностей в чрезмерно раздутом масштабе,
5) с обязательным привнесением темы педерастии,
6) с обязательной сервильностью перед «белыми сахибами из Империи добра» (США) или их бабами (как в украинско-российском фильме «Битва за Севастополь»)»,-рассказал он.

Игорь Понкин , также подчеркнул, что есть и хорошие исключения таких картин, как: «В августе 1944-го…» и «Днепровский рубеж» , ремейк-сериал «А зори здесь тихие», фильмы «Остров» и «Поп», ещё некоторое число фильмов.

Большую же часть отснятого имеет смысл отправить в помойку.

Он посоветовал режиссерам фильмов не поддаваться мифическим историям того времени, а попробовать донести до зрителя реалистичность происходящего военного времени.

«Но что делать, если Вы только замыслили снимать фильм о войне, какой путь избрать режиссёру и сценаристу? Путь ли редундантной (чрезмерно переизбыточной) реалистичности разлёта кусков тел и кровавых брызг в голливудской манере (а-ля фильм  «Ржев» 2019 года, увы, так и не дотянувшего за счёт только лишь этого до сколь-нибудь стоящего уровня)?Путь лживого очернения прошлого (типа фильма «Праздник» 2019 года об обжирающихся в блокадном Ленинграде, либо сериала «Зулейха открывает глаза» 2020 года, показывающего предвоенный период, или сериала Штрафбат»)?
В одном из недавних допросов пленный военнослужащий ВСУ в ответ на вопрос о причинах его ожиданий зверств российских военных ответил: «Ну, вы же понимаете, что у нас свой телевизор…». «Чужой и враждебный телевизор» по-прежнему царствует в России и в отношении памяти о Великой Отечественной войне»,-объяснил Игорь Понкин.

Автор рецензии пдчеркнул, что фильм «Тася», в контексте всего сказанного выше, являет собой весьма добротный фильм, реализовавший оказавшийся успешным замысел и понуждающий после его просмотра вновь и вновь возвращаться к нему мысленно, обдумывать. Но в картине  есть и свои минусы.

«Сценарный дизайн фильма достаточно парадоксален, мало с чем можно его сравнить: кажущаяся при просмотре затянутость значительного его объёма от начала демонстрации (каемся, возникал и вопрос – «Да когда же, наконец, о войне-то будет?!», ведь её ж анонсировали в содержании анонса фильма) ближе к концу исчезает, долго сжимавшаяся (скручивавшаяся) спираль смыслов, начинает стремительно раскручиваться, вытаскивая из предыдущих сюжетов аллюзии (отсылки), смысловые пересечения, буквально взрывным образом выкладывая из кусочков финальную целостную мозаичную картину смыслов и нравственных императивов»,- подчеркнул член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области .

Однако он считает, что в картине заложена совершенно небольшая сюжетная мысль, но реализовано это столь мощными эмоциональными образами.

Ксения Куркатова

Последние статьи

Гладкова приняли за злоумышленника при обзвоне жителей Белгородской области

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков накануне вновь столкнулся с тем, что его принимают за телефонного…

5 часов назад

Беженец из Часов Яра поведал, как ореховое дерево спасло его от ВСУ

Беженец из Часова Яра рассказал накануне о том, как ореховое дерево случайно спасло его от…

5 часов назад

В Лондоне стоматолог пойман за съемкой медсестер в раздевалке

В Лондоне 51-летний стоматолог Амре Маглад решением суда получил условный срок за тайную съемку своих…

6 часов назад

Conversation: находка в Помпеях изменила мнение об античности

Помпеи — известный римский город, накрытый лавой после извержения Везувия в 79 году н.э., —…

6 часов назад

Экс-королева красоты погибла, спасая ребенка при землетрясении в Мьянме

В Мьянме 28 марта 2025 года произошло разрушительное землетрясение, унесшее в итоге тысячи жизней. Среди…

6 часов назад

Диетолог Нассинов: семена тыквы защищают мозг от старения

Семена подсолнечника, а также тыквы, кунжута и чиа содержат в себе вещества, которые защищают клетки…

6 часов назад